Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Пунктуационный разбор простого предложения

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис); 2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание); 3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая); 4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее); 5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное); 6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство); 7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение); 8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация? 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.) 3. Назовите известные вам знаки препинания.Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки,Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. – Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?

– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?

(Ответы учеников.)

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

ИНСЦЕНИРОВКА

Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь. Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.

(Варианты ответов заранее записаны на доске.)

Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.

(Красная карточка)

Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.

(Зеленая карточка)

По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.

(Синяя карточка)

Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.) Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:

Муравей, ты должен проявить сострадание.5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча.

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.) Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.

(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. 2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.

3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает… (пунктуационный разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой… (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить… (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).

Задание. Выполните устнопунктуационный разборпредложения: Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

(А.Блок)

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока

Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилосьс человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией.

Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. К концу жизни у него остались только кавычки.

Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200300203

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Синтаксический разбор простого предложения»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Пилипенко Наталья Викторовна

Набережные Челны 2010

Тема: Синтаксический разбор предложения.

Пилипенко Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2 категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»
города Набережные Челны Республики Татарстан

Пояснительная записка.

Тип урока.

Комбинированный

Форма урока.

Коллективная, индивидуальная

Цели.

Познавательные

  1. Познакомить учащихся со схемой синтаксического разбора простого предложения.

  2. Научить выполнять синтаксический разбор простого предложения.

  3. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

  4. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие

  1. Развитие орфографической зоркости.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Коммуникативных умений.

  4. Познавательного интереса к русскому языку.

Воспитательные

  1. Воспитание бережного отношения к слову, толерантности.

Оборудование.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Повторение пройденного.

Учитель:

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами изучали на прошлых уроках и которые понадобятся нам сегодня.

А) Фронтальная беседа.

  • На какие виды делятся предложения по цели высказывания?
  • Какие предложения мы называем повествовательными? Какие – вопросительными? Какие – побудительными?

Б) Задание 1.

Даны предложения. (Слайд 2)

Что же ты моя старушка приумолкла у окна//

Спой мне песню//

Желтеющие листья первые вестники близкой осени//

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень//

Ребята не Москва ль за нами//

Зажужжи коса как пчелиный рой//

Ваша задача – выписать предложения

1 ряд – повествовательные

2 ряд – вопросительные

3 ряд – побудительные.

При списывании расставьте знаки препинания.

(Один учащийся получает индивидуальное задание: найти среди предложенных предложения с обращениями и составить их схемы.)

Проверка выполнения задания на местах и на доске.

В) Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корнях слов»

– Ещё раз внимательно перечитайте предложения и найдите слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». (Слайд 3)

– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

– Объясните написание слова «вестник».

Г) Работа с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 1999

Раздел «Орфография». Задание 1. Распределите слова с выделенными буквами по таблице в зависимости от того, можно или нельзя проверить непроизносимый согласный.

  1. Работа по основной теме урока.

Учитель.

Ребята, составьте теперь с одним из данных слов (см. предыдущее задание) двусоставное, распространённое предложение.

(Ответы выслушиваются, предложение одного из учащегося записывается на доске, этот же учащийся разбирает его по членам предложения.)

Мы с вами практически начали работать по основной теме урока – выполнять синтаксический разбор простого предложения. Нам осталось только дать характеристику этому предложению. Посмотрите, в какой последовательности это надо делать. (Слайд 4)

Рефлексия. Какие действия надо произвести, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? (Разобрать по членам и дать характеристику)

Давайте разберём ещё одно предложение вместе:

Присядем, друзья, перед дальней дорогой.

А) Выполнение синтаксического разбора предложений:

На заре у ворот появились три всадника.

В долине пар белеет тонкий.

Старший брат мой – школьник.

Небо высокое и прозрачное.

Б) Работа в парах.

Сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения:

Петька отправился на рыбалку.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, как справились с заданием. (Слайд 5)

Ребята, что необходимо знать, чтобы сделать синтаксический разбор простого предложения?

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Опираясь на схему, данную в параграфе 44 вашего учебника, сделайте синтаксический разбор простых предложений (упражнение 217)

Список использованной литературы

1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2007

2. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

3. 1С: Репетитор. Русский язык. – АОЗТ «1С», 1999

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/metodicheskaya-razrabotka-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-tem1.html

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Из книги Г. Граник, С. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. На доске закрепляется рисунок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Русский язык. 9 класс
  • пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская
  • Пунктуационный разбор предложения 5 класс
  • характеристика предложения в русском языке 4 класс схема
  • Конспект урока русского языка по теме “Синтаксический и пунктуационный разбор предложения”
  • Синтаксический разбор простого предложения 5 класс образец
  • Презентация по русскому языку на тему “Пунктуационный разбор простого предложения” (5 класс)

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Синтаксический разбор простого предложения в 4 классе

Русский язык. 9 класс

Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке.

Из книги Г. Граник, С. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. На доске закрепляется рисунок. Мы должны ответить на ее вопросы. Какие функции выполняют знаки препинания?

В конце предложения — это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова — знаки разделения или выделять их — знаки выделения. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе?

Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях. Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

Ребята, вы любите спорт? Клевер — один из самых надежных барометров. Дмитриев 3. Месяц светит, но не греет. Впереди у нас — Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги — знаки препинания. Ответы учеников.

На доске иллюстрация к басне И. У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И. Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться.

Почему же муравей не пожалел меня? Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь. Ребята, как бы вы рассудили героев басни?

Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку. Варианты ответов заранее записаны на доске. Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья. Красная карточка Муравей, ты должен был проявить сострадание.

А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи. Зеленая карточка По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой. Синяя карточка Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ. Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника.

Ответы учащихся. Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения: Муравей, ты должен проявить сострадание. Работа с учебником. Упражнение Сначала выясняется значение слова предтеча. Изображение Незнайки на доске. Наша задача: Дети записывают предложения в исправленном виде.

Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды. Молодцы ребята хорошо работаете. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения. Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой Выполнить пунктуационный разбор — значит объяснить Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить!

Как вы понимаете высказывания поэта А. Блока и ученого А. Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: Блок Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

Шапиро Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. К концу жизни у него остались только кавычки.

Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! Каневскому VI. Домашнее задание На прощание знаки препинания дают вам наказ:

пунктуационный разбор предложения образец 5 класс ладыженская

Вот на нашем пути первое препятствие: Чтобы он пропустил нас дальше, составьте 3 предложения со словами из диктанта: Послушайте сказку. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.

Конспект урока в 12 Б классе по теме «Пунктуационный разбор Словарь: простое предложение, сложное предложение, бессоюзное сложное и виды предложений. 5 мин. 3. Постановка цели. Называет тему и цели урока.

Какой раздел науки о языке изучает предложение? Повествовательное, побудительное, вопросительное — Какие предложения вы знаете по интонации? Восклицательное, невосклицательное — Как различить простое предложение от сложного? По числу грамматических основ — Что такое грамматическая основа предложения? Главные члены предложения: Односоставные, двусоставные — Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? Распространенные и нераспространенные — Чем могут быть осложнены предложения?

характеристика предложения в русском языке 4 класс схема

Урок 1. Введение в курс 5 класса 11 Язык и общение Урок 2. Язык и человек. Общение устное и письменное 14 Урок 3.

Транскрипт 1 Синтаксический разбор простого предложения. I Организационный момент Доброе утро!

Урок русского языка в 5 классе Синтаксический разбор сложного предложения. ИЩУ образец пунктуационный разбор предложения. Пособие адресовано школьникам классов изучающим русский язык по учебному комплексу под редакцией.

Как мы видим выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко. Пунктуационный разбор предложения примеры 5 класс пунктуационный разбор предложения примеры как выполнить пунктуационный разбор предложения 5 класс.

Синтаксический разбор простого предложения 5 класс образец

Тренировка в усвоении орфографичес – ких и пунктуацио – нных навыков. Тренировка речевых умений и навыков учащихся. Контрольный диктант. Задание на дом.

Также вы сегодня попробуете самостоятельно составлять предложения с обособленными членами, а для этого вам надо быть внимательными и активными.

Учитель задал выполнить дома на этот урок такое упражнение, которое непосредственно связано с изучаемой темой — учащиеся должны были в данных им предложениях найти обособленные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и составить схемы.

Хостинг документов» Конспект урока на тему «Синтаксис и пунктуация. словосочетания, синтаксический и пунктуационный разбор предложения, тренировать внимание, память; К какому типу сложного предложения оно относится? . Конспект урока для 5 класса “Число имен существительных”.

Образец синтаксического разбора 5 часть. Прямое дополнение это дополнение в форме винительного падежа без предлога относящееся к члену предложения. Синтаксический разбор предложения 5 класс образец.

Учащиеся представляют самостоятельно составленные сложносочиненные предложения, разбирают их синтаксически, строят схемы. Фронтальный опрос. С чем ассоциируются ССП? Схематический диктант. Цель диктанта:

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала. Формирование навыка выполнения синтаксического разбора простого предложения, составления схем, построения логических рассуждений.

Анохина Пунктуационный разбор простого предложения Цель урока: Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Мы должны с вами научиться выполнять пунктуационный разбор предложения. Давайте представим, что мы попали в сказку.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы: Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения: Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения.

Источник: https://poppydraytonfrance.com/konstitutsionnoe-pravo/punktuatsionniy-razbor-prostogo-predlozheniya-5-klass-konspekt-uroka.php

Как делать пунктуационный разбор сложного предложения: пример, схема и порядок

Пунктуационный разбор простого предложения 5 класс конспект урока

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма глагола, а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными местоимениями: это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны:

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой ; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

Анализ:

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

5 – выделение деепричастия.

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-delat-punktuatsionnyj-razbor-predlozheniya.html

Судебная защита
Добавить комментарий